Во второй половине 2022 года VK Play начала активно привлекать разработчиков игр, чтобы те выпускали свои проекты на их площадке, и даже была понижена комиссия до 5% (Epic Games — 12%, Steam — 30%). Кроме того, появилась возможность получать доход от своих игр физическим лицам, чего не было ранее. И все это на фоне неудобств с которыми столкнулись не только разработчики, но и игроки. Все это подтолкнуло сонм игроделов пересмотреть свои взгляды на отечественные сервисы дистрибуции.

Разработчики ищут сервис
Независимые разработчики оказались зависимы от санкций, но не на долго

VK Play оказался единственным сервисом, к-рый мог частично покрыть запросы разработчиков. Функционал для игроков, кстати, оказался достаточно обширным, что не удивительно, ведь в состав игровой площадки вошли такие сервисы как MY.GAMES Store и MY.GAMES Cloud, благодаря которым аудитория VK Play выросла до 13 млн.

Регистрация разработчика в VK Play

Открыв приглашающую разработчиков зарегистрироваться на платформе VK Play страницу, я первым делом увидел размер процента, который они отчисляют разработчикам — 95%. Хорошее решение для развивающейся платформы, когда-то Epic Games тоже пытался привлечь разработчиков низким процентом комиссии, но одной пониженной комиссии как оказалось недостаточно. У VK Play конечно же есть и ряд других преимуществ, о которых я подробно рассказал в своей статье о сервисах цифровой дистрибуции, поэтому здесь останавливаться на этом не буду.

Зарегистрироваться в кабинете разработчика VK Play можно при помощи VK, если у вас уже есть аккаунт в социальной сети. Но этот вариант мне кажется ненадежным, ведь если что-то случиться с вашим аккаунтом ВКонтакте, то вероятнее всего это повлияет и на VK Play, так что, я предпочел создать новый аккаунт и войти в VK Play используя его.

Солидные разработчики выбирают VK Play
Солидный сервис для солидных разработчиков

Процесс регистрации довольно простой и сложностей не возникнет даже, если вы заполняете подобные формы впервые. Единственно, что меня фраппировало, это логин, которым является ваш адрес электронной почты и который впоследствии нельзя изменить, а после этого, зачем-то добавили sine qua non поле, в котором также нужно указать электронную почту. Причем когда регистрировался я «логин» не мог придумать, а вводил требуемый «Email или телефон». Интересно, если бы я ввел телефон, он бы тоже стал моим логином?

После заполнения формы нам предлагают подождать, пока данные проверит администрация портала и затем отправят на электронную почту указанную ранее, сообщение с подтверждением доступа (кстати, совсем недавно сообщения не приходили и приходилось следить за получением доступа самостоятельно). Процесс ожидания и получения доступа к кабинету разработчика у меня занял около 2 дней.

Несколько слов о платежной информации

Когда мне удалось войти в кабинет разработчика VK Play, первая мысль, которая пришла в голову, была о том, что мне выдали не полный кабинет разработчика, а лишь часть его. Я думаю, многие, кто работал с сервисом Steamworks удивятся минимализму VK Play, к-рый открывается после регистрации. Вместо многочисленных меню и выпадающих списков с огромным количеством ссылок, здесь серая пустота и три нужных нам кнопки сверху: компания, игры и документация.

Как купить игру в VK Play
VK Play удивляет разработчиков Steam

Первым делом вам необходимо заполнить данные о себе или компании, а точнее платежную информацию, которая находится во вкладке «Компания». Я выбрал правовой статус «Индивидуальный предприниматель» и после этого мне потребовалось ввести свой ОГРНИП (можно легко найти в портале ФНС, если вдруг не знали). Затем быстро заполнил все остальные данные, которые были необходимы VK Play, включая информацию о банке, которая добавилась автоматически, после ввода БИК. (Количество документов, данные которых требовались, было существенно больше нежели в Steam.) Отправив эту информацию на проверку (забегая вперед, могу сказать, что проверка заняла более 4 дней, из-за выходных), принялся создавать страницу для будущего проекта.

Добавление игры и создание страницы в магазине

По созданию страницы и ее локализации есть емкий материал в документации от создателей сервиса. Советую держать его под рукой во время редактирования страницы игры, даже если до этого имели опыт выпуска игр в Steam, ithc.io или где-то еще, в VK Play как оказалось, очень много подводных камней, которые без документации сложно разобрать.

Документация VK Play крайне необычна и непонятна
Тот, кто составлял документацию VK Play, явно не рассчитывал, что ее станут читать

Документация по работе с VK Play оказалась архаичным списком статей с описанием необходимых действий, которые размазаны в простыне текста, вместо того, чтобы быть четко структурированным списком с отдельными материалами по каждому аспекту сервиса. Удобочитаемость статей можно описать в трех словах — все в кучу. Напомнило отчеты и лабораторные работы от студентов в университетах на технических вузах, которые наполнены снимками экрана и коротенькими подписями каждого действия в той или иной программе. Думаю, никто не станет отрицать, что любая документация должна иметь l’ordre, иначе она потеряет практический смысл.

Создавая страницу

Раз уж среди разработчиков (по крайней мере у большинства) эталонным сервисом дистрибуции считается Steam, то по части игровых достижений VK Play максимально приблизился к идеалу. Функционал добавления достижений у обоих сервисов практически идентичен, а чтобы они заработали, вам потребуется лишь заменить один dll-файл в проекте. (dll-файл должен быть той же версии, что и для Steam, его достаточно просто перенести из архива в проект.) Но некоторых опций все еще не хватает, например, экспорта и импорта файлов локализации, что могло бы оптимизировать перевод на другие языки.

Как выпустить игру в VK Play не знают даже создатели сервиса
Кабинет разработчика VK Play удивляет

Удивило отсутствие счетчика символов под каждым полем, которое имеет ограничение на количество оных. Описание игры, теги и прочие поля имеют эти ограничения, но мало того, что человек заполняющий то или иное поле не видит сколько он еще символов может ввести, так еще и сообщение об ограничении появляется после (!) того, как сохранишь написанное, которое конечно же, не сохранится ввиду выше написанного. Как вариант, можно редактировать текст на сайтах со счетчиком символов или текстовых редакторах и после вставлять в нужные поля VK Play, но согласитесь, такое решение не самое продуктивное.

Загружая изображения, будьте готовы, что VK Play очень строг к формату и разрешению файла. Загрузить png вместо jpg и наоборот не получиться, а также имейте ввиду ограничения по весу. Просто скопировать свои обложки, которые используются в Steam у вас точно не выйдет, а возможно даже придется создать полностью новые, подходящие под требования площадки (например, если в Steam в качестве фона разрешено использовать снимок экрана, то в VK Play должна быть иллюстрация). «Скриншотов» разрешили добавить не более 40 штук, весом не выше 500 КБ, что очень удручает, когда хочешь показать на странице с игрой изображение в высоком разрешении.

Загружая игру

Добавить дистрибутив своей игры в магазин оказалось не так сложно, но мелкие загвоздки quand meme могут встретиться, как, например, загадочный VKUploader, который есть в документации, но нет в действительности. «Запустите в каталоге с утилитой файл VKUploader.exe.» — первый пункт в документации по сборке билдов и их загрузке в VK Play. На первый взгляд, ничего сложного, за исключением того, что файла с таким названием в каталоге, который предлагается скачать разработчику нет. Но я все же нашел утилиту для загрузки, которая подходит под следующие этапы описанные в документации, ей оказался файл с названием «MailRuGameUploader.exe».

Страшный обман VK Play
MailRuGameUploader в шкуре VKUploader

Далее, следуя инструкции предназначенной для VKUploader (но используя MailRuGameUploader) мне удалось добавить игру на сервера VK Play. Про добавление дистрибутива изначально не планировал отдельно писать, но меня фраппировала одна немаловажная вещь — дополнительные исполняемые файлы, указываемые при добавлении игры. Такого не было на других площадках, с которыми мне доводилось работать, но здесь оказалось необходимостью добавлять все исполняемые файлы, которые будут у вас в дистрибутиве. В моем проекте, созданном на движке Unreal был такой файл, его я и вписал в нужное поле, а затем загрузил билд описанным выше способом. Когда стал проверять и запустил игру, то столкнулся с ошибкой, которая сообщила, о неизвестном дополнительном файле. И действительно, проверив настройки загруженного билда (которые нельзя изменить), в поле отвечающим за дополнительные исполняемые файлы было пусто. Написал в поддержку, с просьбой исправить, ответа не получил, продублировал сообщение лично сначала одному сотруднику VK Play, через пару дней другому — «запрос взяли в работу».

Отклонили заявку

Когда я ожидал одобрения моей финансовой информации и все было готово для отправки на модерацию игры, мне вдруг пришло на электронную почту сообщение со следующим содержанием:

«К сожалению, ваш запрос на регистрацию компании N в кабинете разработчика был отклонен.»

А в кабинете разработчика был такой комментарий: «Добрый день! Укажите, пожалуйста, ваш Юридическое наименование разработчика кириллицей и повторите заявку. Запрос о фин поддержки». Que diable, зачем, они тогда ранее мне одобрили регистрацию спрашивается? Да и банально более корректно составить форму для заполнения нельзя было? Если первое поле подписано, что заполняется исключительно на английском, а у второго вообще не упоминается язык, то логично предположить, что и его можно (нужно?) заполнять на английском. Здесь необходимо либо в первом поле уточнить, что все остальные необходимо заполнять на русском или во втором поле сделать такую же подпись, но уже с требованием заполнить на русском.

Получается, мне открывают доступ, чтобы я заполнил все финансовые данные, создал страницу проекта и загрузил билд, а уже потом, как окажется, моя регистрация вовсе будет отклонена? К счастью, заново не пришлось все заполнять, но ситуация на первый раз, показалась, неприятной. Сообщение с «отклонением регистрации» легче бы воспринималось и не вызывало вопросов, если бы просьба уточнить информацию была сформулирована иначе, а не как отказ в регистрации.

Заметки

Читал еще осенью 2022 года в чате VK Play Developers (тогда был просто VK Play) в Телеграме, о чате с поддержкой, к-рый появляется у новоприбывших разработчиков, но у меня он по какой-то причине не появился, хотя зарегистрировался не ранее середины января 2023 года. И судя по сообщениям в их чате, которые могли бы запросто решаться через чат, он не появился у многих. Сама идея с чатом поддержки для разработчиков, как это есть у большинства сервисов или банков отличная, но к сожалению, не до конца реализованная.

Ошибки и проблемы в VK Play
Разработчикам нужно принять VK Play таким, какой он есть

Также стоит заметить (на момент написания этого материала) отсутствие каких-либо плагинов и удобного API для интеграции в игровые движки. Думаю, было бы гораздо лучше, если ВК Плей создаст отдельные плагины для работы с их API в Unreal Engine, Unity и др. популярных движках, это позволило бы разработчикам использующим визуальное программирование (например, Blueprint в Unreal) подключать сервисы VK Play без особых проблем. На данный момент со Steam так и происходит.

О возможном будущем VK Play

Интересно сравнить продажи игры в VK Play с разными площадками, конечно же в рамках российского рынка, но сделать это получиться только в следующих материалах, когда будут доступны отчеты. А пока, остается надеяться, что российские игроки выбирая в каком сервисе приобрести игру, станут больше уделять внимания VK Play, и не пытаться изощренным способом, теряя на комиссиях отправить свои средства в Steam, а у отечественных разработчиков будет надежный партнер, который не подведет в трудной ситуации.

На мой взгляд, если VK Play будет активно развиваться именно на российском и СНГ рынках, не замахиваясь на глобальный, сервис определенно сможет стать если не заменой популярным площадкам — Ote-toi de la que je m’y mette, то хорошей альтернативой точно.

И в заключение отлично подойдут слова из моей прошлой статьи, об оригинальных временах для разработчиков:

«Казалось бы, санкции загнали российских разработчиков в цугцванг — каналы продаж стремительно сужаются, а внутренний рынок с годами лишь стагнировал. Но не стоит спешить с выводами и уходить с российского рынка с криками sauve qui peut, ведь свято место пусто не бывает. Игроков в стране меньше из-за санкций не становится и они все больше уделяют внимания отечественным проектам, об этом можно судить по результатам, которыми делятся разработчики работающие преимущественно на российском рынке. А место ушедших сервисов цифровой дистрибуции постепенно занимают внутренние игроки рынка».

Great Creator