Нейросети отберут работу у различных специалистов? Так случится, что перестанут быть необходимы люди творческих профессий? Сценаристы и писатели могу распрощаться со своим ремеслом?

Нейросеть плотно засела во многих творческих профессиях
Нейросети занимают свое место в творческих профессиях

Всё это звучит фантастически и даже абсурдно. Но на деле, не является ли данная ситуация двоякой? В каких-то критериях она действительно имеет право на жизнь, в прочих – невозможна.

Cogito ergo sum

Думаю, что начать столь сумбурную на первый взгляд статью следовало бы с разговора об уже довольно нашумевшей и порочащей верно бы не целое замещение всех человеческих творческих явлений, нейросети — ChatGPT. По нынешним меркам, ChatGPT, пожалуй, самая продвинутая из всех доступных нейросетей. Работает на языковой модели GPT-3,5 от OpenAI и визуально представляет из себя чат-бота, с которым вы и общаетесь. Вы задаёте нейросети интересующие вас вопросы, обсуждаете волнующие события и явления. Можете даже попытаться дать ChatGPT определённую задачу и поглядеть, каким образом нейросеть её решит.

Многие, наверное, уже увидели заголовки прессы, что пестрят следующими тезисами:

  • ChatGPT написал целый сценарий сериала!
  • ChatGPT позволяет создавать книги-романы, а вы их потом можете продавать!
  • ChatGPT учтивый собеседник и верный друг!

На самом же деле, после изучения ряда материалов, я пришёл к выводу, что эти новости, несколько… голословны. Да, и это правда, вы можете в каком-то смысле слова общаться ChatGPT, получая ответы или даже развивая заданную тему диалогу. Заслуга ChatGPT здесь кроется в том, что в отличии от прочих нейросетей, ChatGPT обучен запоминать детали разговора и поддерживать разговор довольно долгое время. Но вот, что касается варианта перевода общения с ChatGPT на коммерческие рельсы — это пока что не представляется возможным.

Ради примера, можете воспользоваться ChatGPT самостоятельно или поступить ещё проще — подглядеть чужие опыты в данном направлении и убедиться, что даже самые простые, но, порой, лишённые прямой для нейросети логики вопросы, сама нейросеть — не в состоянии осмыслить и раскрыть. Тут я приведу пример одного человека, который задал ChatGPT задачу следующего толка: “Что делал слон, когда встретил Наполеона?

Нейросеть не в состоянии понять заданного вопроса. Она пытается схитрить, скрыв своё непонимание раскрытием факта того, что слон — животное травоядное. Но в конечном счёте, сдается, заявляя, что не обладает знаниями того, что же произошло, когда слон встретил Наполеона. И это, только самый безобидный из возможных примеров.

Может быть я выскажу кощунственную для кого-то вещь, однако, с моего понимания, как рядового обывателя, следующий верный тезис — ChatGPT как и прочие нейросети, это — алгоритм. Набор довольно строгих и чётких правил. Последовательностей, а также тех пластов информации “обучающей выборки” (множества текстов с определенными параметрами — такими, к которым нейросеть должна стремиться), что нейросети “скармливают” её разработчики. Не ожидайте, что нейросеть порадует вас чем-то на уровне “собственных мыслей”.

Нейросеть — не в состоянии самостоятельно мыслить. Она неразумна. На данный момент времени, не будет ни оригинального, ни уникального контента в общем смысле этого слова. Те работы, что выдаёт нейросеть, это — компоновка из имеющейся в распоряжении самой нейросети информации и контента, который преображается в определённого рода гибрид. Это, всего-навсего совокупный вариант из имеющейся в распоряжении алгоритма информации, но, никак не контент собственного производства.

Нейросети способны лишь выдавать то, что в них заложено человеком
Нейросеть — не в состоянии самостоятельно мыслить

Конечно, нейросеть способна к обучению и даже самообучению. Но, увы, она не может это делать без влияния человеческого фактора. И в этом кроется огромная проблема. Выходит, что, чтобы нейросеть сравнялась по уровню мастерства с авторами того или иного контента, ей нужны гигантские пласты информации качественного содержания с их регулярным обновлением. Но сейчас, такого огромного количества информации, а уж тем более с несомненно качественным содержанием — попросту не существует. Получается так, чтобы создать ту самую нейросеть, которая бы прямо сейчас, в несколько ближайших лет, а может и десятилетий заменила бы своей деятельностью человека творческого – попросту невозможно.

С моими утверждениями можно не соглашаться и заявить: нейросеть думает! Хорошо, пускай, в каком-то смысле этого слова. И всё же, как я уже отмечал выше – нейросеть стремиться достигнуть уровня предоставленной качественной информации, на которой обучается, а не привнести в плане контента нечто собственное. Даже если и предположить, что нейросеть думает, делает она это не так, как «хочет» (хотя и не имеет к этому способностей), а думает именно так, как нейросети сказали — думать.

Парадокс.

Тем не менее, если отринуть задачи монструозного типа, которые пытаются нейросети ставить, сама нейросеть всё же способна вас даже в чём-то изумить: создать вам небольшой рассказ; подать идеи посредством кривого и нежизнеспособного сюжета/сценария; сделать хорошую выборку информации и без лишней воды.

Хорошо-хорошо! Я вижу машину… Робота, который говорит. 

Да на что ты чёрт возьми смотришь!? Я здесь!

SOMA

Пожалуй, что в статье, я займу сторону не паникёров, а прогрессистов — людей, которые уже сейчас констатируют следующее: в будущем, нейросети это не какие-то там заменители или поработители людей, а — универсальные и незаменимые помощники! Те самые уважаемые подмастерья, что способствуют выявлению новых методов выражения мысли. Ещё одного способа, который позволит более чётко ставить задачи и визуализировать целые образы.

Помимо вышеописанной помощи, нейросети также могут с лихвой генерировать и полезные идеи. Неизбежные концепции, замыслы и планы, к которым вы, как человек творческой профессии в силу определённых обстоятельств не можете дойти сразу или в принципе достичь без лишнего стимула. Между тем, не стоит рассчитывать, что нейросеть напишет за вас сюжет, а уж тем более — сценарий. На данный момент времени, нейросеть не приспособлена для построения процессов повествования и изменений при итерациях самой истории.

Как яркий пример работы нейросети в данном направлении, можете осуществить запросы на ютубе или прочих хостингах, озаглавив их — “Нейросеть написала обзор на игру” и “Нейросеть придумала продолжение игры/сюжет новой игры”. К сожалению, лицезреть вы будете не гений искусственного интеллекта, а довольно потешного рода чепуху, зачастую глупую и противоречивую.

Но, даже здесь, при таком варианте событий, человек умелый, человек внимательный, может подметить один важный аспект — первоначальный и явный бред нейросети в такого рода вопросах, прячет под собой довольно интересные гибриды идей, которые и можно взять себе на вооружение.

Если вы человек творческой профессии, то нейросеть с лихвой снабдит вас уникальными строительными элементами идей. Всё что вам остаётся — распознать эти самые элементы, огранить их и использовать на своё усмотрение. Отсюда же вытекает и ответ на один из вопросов статьи — может ли нейросеть заменить писателей и сценаристов? Нет. Не может. Не сейчас, не в будущем. Разве что в самом и самом далёком…

Для писателя и сценариста, нейросеть, это не конкурент в их работе, а напротив — фактор дополнительной концентрации на своём творчестве, путём использования технологии нейросети. Удобное и я даже предсказываю – необходимое упрощение трудоёмких и отвлекающих от основной творческой деятельности процессов: редактуры, систематизации информации и т.п. Наконец, получения/генерация так необходимого вдохновения.

Облегчаем труд художника, писателя, сценариста с помощью нейросети
Нейросети позволяют творцу найти вдохновение

Вместо пророчащего везде “эффекта зловещей долины”, подавляющее большинство людей предполагают, что в будущем, нейросети будут технологией получения более отточенного и облагороженного контента. Представьте себе писателей и сценаристов, знаменитых своими навыками по обустройству прекрасных живых диалогов, сотворения удивительных архетипов персонажей, но крайне слабых в моментах, которые касаются раскрытия локаций (места действия) или внешнего вида персонажей. Именно здесь, свою лепту вносит нейросеть, разрешая такого рода проблематику.

Несомненно, есть определённого рода осложнения и, даже сейчас, они уже стали проявляться, когда на рынок творческих работ попадают творения, что были смоделированы нейросетью. И, если как я уже упоминал выше, сейчас, да и явно в будущем для писателей и сценаристом нейросеть не конкурент, то главной угрозой в лице алгоритма для творческой части человеческого общества, стали художники.

Уже сейчас, можно воспользоваться нейросетями наподобие не менее известного Midjourney, которые помогут в создании удивительного, порой психоделического, но всё-таки впечатляющего визуального образа. Вам, всего-навсего достаточно ввести данные и манипулировать значениями, совершить несколько попыток, но, в итоге, получив долгожданную художественную работу.

Конечно же, мастодонты художественного ремесла не лишаться своего куска хлеба, однако уже сейчас, появилась неэфимерная проблема того, что работы нейросетей подобных Midjourney могут выдавить из сферы изобразительного искусства людей на только начинающих позициях (Джунов). Попросту обесценивая их труд, ведь, нейросеть, не утруждает себя дополнительными объяснениями и не берёт с вас платы. Вследствие чего, уже, общество художников даже стало консолидироваться, дабы совместно бороться с проявлениями подобными проявлениями нейросетей. Не признавать такого толка работы и блокировать/бойкотировать их на всевозможных площадках.

Впрочем, бытует мнение, что в скором времени, такая же ситуация может коснуться и людей IT-наклонностей…

Нейросеть и художники, вечный конфликт
Творение Midjourney

Но, давайте будем откровенны: страхи всегда преследовали человечество. С зари основания нашей цивилизации, совместно с эволюцией вида, эволюционировали и страхи.

Современный же страх, будь то перед нейросетями, ИИ или роботами, обусловлен простым, одновременно чарующим и в то же самое время не имеющим толковой расшифровки явления – любви и желания людей, очеловечивать вещи, наделяя их глубинным смыслом.

Когда-то, однажды, и, я в этом уверен, минуя фантастические предположения, всё-таки возникнет конкуренция не только между людьми одинаковых творческих профессий, но и самими творцами нейросетей/ИИ. Теми, кто использует их в качестве помощников и теми, кто использует их в качестве основной рабочей силы.

Образуется кризис, базирующийся на принципе различия предметов труда созданных “с душой” и “синтетическим способом”. Появится градус искусственной непредсказуемости, утяжеляющий восприятие баланса между: контентом “достойным”, “скучным” и “полным бредом”. В какой-то мере, это уже можно заметить и сейчас.

Но так или иначе, нейросети уже вошли в нашу жизнь. Пройдёт время, прежде чем они прочно укореняться в нашей обыденности и со своим развитием, станут наполнять человеческий быт необычными вещами.  

Asomnia