Меня преследует один и тот же… сон. Я всматриваюсь в черноту между звёздами. Там правда, что-то есть. Я просто не могу этого увидеть… но оно смотрит на меня. Я чувствую это… я знаю, что оно ненавидит нас.
© Prey
Я не спрошу сколько тебе лет. Не поинтересуюсь месячным заработком и социальным статусом. Кто знает: были это твои сакральные мечты из детства, или ты решил/а резво запрыгнуть на пока что набирающий обороты поезд “игровой индустрии”; я — Asomnia, пожалуй, честно и без прикрас расскажу с чем предстоит столкнуться и на что в подобном случае пойти.
Я предоставлю советы, а ты уж решай, следовать им или выбрать собственный путь становления. Я буду оперировать фактами, чтобы помочь приблизить тебя к этой заветной мечте.
Я решил, что стану великим игровым сценаристом
Что же, твоя история начнётся именно здесь. Важно понимать, решил/а ты влиться в “геймдев” и в частности “игровую сценаристику” по осознанному выбору, или, сей важный шаг был осуществлён из-за уже повсеместной известности самой индустрии, сам “геймдев” — молодая, бурно развивающаяся отрасль, которая начала своё серьёзное становление не более лет пятнадцати назад. Теперь же, чтобы окунуться в сей мир, тебе не обязательно быть программистом или получить через третьи лица предложение странного толка. Всё стало куда проще, но, легче ли?
Ваш покорный слуга, да и сам герой повествования, коего я буду вставлять в качестве эдакого примера, пройдёт этот путь вступления в “игровую индустрию”, а в частности — “Игровую Сценаристику”, что по-прежнему не считается сильно востребованной и серьёзной.
Для начала, стоит поинтересоваться, кем же именно является так называемый “Игровой Сценарист”: это специалист области геймдизайна, отвечающий за создание и проработку сюжета, вселенной, конфликтов и общей истории, что впоследствии будет рассказана-преподнесена игроку.
Предположим, что вы определились в своём пути. Из всего перечня специальностей “геймдева”, именно “Игровой Сценарист” интересует вас. Так, с чего бы следовало начать и куда первым делом податься?
Ну, друзья мои, на момент создания данной статьи, к счастью, ситуация куда более благосклонно нежели таковая была в годы начала моей собственный “карьеры” 2014 — 2016 гг. Теперь же, перед вами имеются сотни статей подобного толка, обучающие курсы, тематические ресурсы с работой и даже состоявшиеся в этом деле люди, которые, впрочем, нередко будут пытаться насолить вам вредными советами, дабы не плодить себе конкурентов.
Но, что же касается “работы” — это мы оставим на десерт, ведь, прежде всего, вам следует начать свой долгий кропотливый путь с теории и практики. Да, не скрою того и даже немного забегая вперёд — поначалу оказывать безвозмездную помощь ради приобретения навыков, а в лучшем случае — скромных гонораров!
Так что… давайте перейдём к сути.
Получение опыта и как на данном этапе не зависнуть
Буду откровенен, как такового официального обучения на “Игрового Сценариста”, а уж тем более его следующую ипостасью — “Нарративного Дизайнера”, банально не существует на постсоветском пространстве. Да, подобные институты, с дальнейшим трудоустройством уже давно есть на Западе, но, речь сейчас вовсе идёт не о них.
По большей части, и об этом свидетельствуют десятки интервью, где все “Игровые Сценаристы”, это люди, что пришли в данную сферу деятельности из самых разных и никаких не связанных между собой мест: экономисты, врачи, публикуемые писатели, работники киноиндустрии и т.д.; разных полов, возрастов, но с абсолютно единой мыслью и желанием — создавать уникальные, завораживающие миры, чтобы затем делиться ими с прочими. И все они, как бы это странно не звучало, о своём приходе в игровую индустрию, а уж тем более обустройстве там в качестве “Игрового Сценариста”, поведают одну и ту же историю.
Долгая дорога нашего героя как бы это закономерно и логично не звучала, стартует с банального — изучения теоретических основ геймдизайна посредством литературы! Я бы даже сказал больше: для людей, входящих в игровую индустрию учебники по “геймдизайну”, это своеобразная библия, где изложены основы — основ принципа игростроения, создания механик и связывания всего этого воедино, ради формирования исключительного опыта. Вы же, как потенциальные “Игровые Сценаристы”, будете обязаны вплести собственную текстовую работу, изготовленный нарратив в эти механики, дополняя и расширяя картину “опыта”.
Подобных учебников существует много. Немало из них было издано людьми, которые имеют к игровой индустрии опосредованное отношение, а то и вовсе не привнесли в неё ничего толкового. Тем не менее, я могу выделить несколько из множества (коих я тут не указываю) добротных материалов, с которыми вам кровь из носу, но придётся ознакомиться, прежде, чем двигаться далее, а то и вовсе решить — необходимо ли это продолжать?
- Video Game Storytelling: What Every Developer Needs to Know about Narrative Techniques, Evan Skolnick — автор сего материала делиться принципами создания сюжета в играх, работы сюжета и его влияния на примере определённых игр;
- The Ultimate Guide to Video Game Writing and Design, Flint Dille and John Zuur Platten, Professional Techniques for Video Game Writing (Edited by Wendy Despain) — автор данного материала, повествует о том, как именно следует создавать истории, что впоследствии сумеют вызвать у игрока эмоциональный отклик;
- Game Writing: Narrative Skills for Videogames (Edition by Chris Bateman) — в данном материале повествуется о техниках написания игровых сценариев. Преподнесены важные основы повествования и создания убедительных персонажей;
- Creating Emotion in Games: The Craft and Art of Emotioneering, David Freeman — здесь автор повествует об “эмоциональной” составляющей игр. Приводятся примеры эмоциональной глубины, влияния её на персонажей и передачи подобного тона на игрока;
- The Art of Game Design, Джесси Шелл — основа-основ, учебный материал в первую очередь объясняющий, что из себя представляет игра и геймдизайн в целом.
Посредством учебных материалов, вы сумеете познать из каких элементов складывается игра. Как она работает, какие специалисты задействованы над созданием подобного развлекательного продукта и с какими трудностями они впоследствии сталкиваются. Вы вникните в основные принципы сторитейлинга в играх и наконец научитесь обращать внимание не столько на сюжет в прочих играх, сколько на сами “детали” сюжета в том или ином игровом продукте.
Однако, теория, это всего-навсего правила. Это необходимая база, но которая не позволит вам тотчас начать работу даже над собственным проектом и громогласно провозгласить себя — “Игровым Сценаристом”!
Нашему герою настала пора набираться опыта “практического”. Набивать руку, совершать ошибки и перенимать чужой опыт. В конечном счёте обретая авторский стиль, а вместе с ним — преданных читателей. Давайте я изложу те вещи, коими вам так или иначе, но придётся заняться:
- Займитесь “вольной публикацией” — создавайте рассказы на любую интересующую вас тематику и в неограниченных количествах; пишите вэб-романы, выкладывайте их в общий доступ и на тематических ресурсах; в конце концов попробуйте создать полноценную книгу и стать официально публикуемым автором (если вам конечно удастся протолкнуть своё творение в “издательский дом”).
Подобным ходом, вы не только развиваете свою фантазию, умение писать и создавать. В первую очередь, вы оттачиваете собственный уникальный стиль повествования, что впоследствии, пригодится на поприще “Игрового Сценариста”.
И даже при подобном вольном роде деятельности, хочу вам дать практически нигде не упоминаемый, но ценнейший совет — не бойтесь экспериментировать! Пробуйте разные темы. Пишите мистические детективы об альтернативной реальности 1914 (как пример) года или постапокалиптические рассуждения (как пример), что в конечном счёте, пойдут на пользу вашей фантазии и расширят кругозор.
- Участвуйте во всевозможных творческих “авантюрах”, касающихся геймдева — где-то усмотрели просьбу о поиске игрового сценариста, но на энтузиазме — обязательно откликайтесь. Вы, те, у кого сейчас нету опыта, сумеете таким образом влиться в команду “горящих” идеей прочих начинающих, а то и состоявшихся разработчиков игр.
Вы научитесь работать с документацией и создавать её. Сортировать информацию и уметь её преподносить. Обуздаете важный социальный навык “сотрудничества с другими людьми” и в принципе приобретёте неповторимый опыт.
Стоит ли тут уточнять, что вне зависимости от того, выйдет продукт, который вы помогали делать или нет — ваше имя навсегда останется в титрах и в будущем сыграет добрую службу. Подобно “сарафанному радио” после участия в подобных проектах, к вам будут уже обращаться ради сотрудничества на платной основе.
- Джемы или ИгроДжемы “хороший стартап и полезные связи” — данный пункт схож с пунктом повыше, но при одном условии, что Джем – краткосрочное мероприятие, где за весьма короткие сроки, команды, пытаются создать небольшую (крошечную) игру. Чем же подобное может быть полезно лично вам? Всё теми же самыми связями, знакомствами, потенциальной оплачиваемой работой после участия в разработке какой-то игры, а то и вовсе — стать полноправным членом уже состоявшейся команды, которая получит инвестиции на свою маленькую игру, чтобы сделать из неё уже игру “побольше”.
Здесь же, будет не лишним отметить пополнение собственного “портфолио” — важной части вашего резюме (о котором я вспомню и расскажу позже) в которое вы обязательно занесёте своё участие в Джеме, а то и игру, если она в итоге сумеет выйти.
- Курсы по геймдизайну и игровому сценарному мастерству — ещё один важный пункт, но, к изучению и осуществлению коего придётся подходить с определённой долей осторожности. Несомненно, это весьма полезно перенимать чужой проверенный опыт, но готовы ли вы платить деньги за то, что сумеете узнать из открытых источников? Кто вам даст гарантии, что выступающий “специалист” не перескажет банальные тезисы из общеизвестной литературы по геймдизайну. А за плечами подобного “мастера” окажется всего одна единственная работа, так ещё и над Hidden Object игрой…
И вот, наш герой оказался на перепутье в этом вопросе. Следует ли ему нести деньги или пытаться осваивать “Игровую Сценаристику” собственными силами? Мой ответ – да, но нет – не за деньги!
Интернет полнится бесплатными, а то и “слитыми” курсами по геймдизайну и прочим направлениям геймдева, которые, вы всегда сумеете изучить. А если уж и желаете “поступить” на платные курсы “геймдизайна” и игровой сценаристики, постарайтесь хотя бы как можно больше узнать о самих “преподавателях”, чтобы банально не выкинуть свои деньги в трубу.
- Осваивайте инструментарий — Стандартный Word, Google таблицы, КитСценарист, MindManager, Articy:Draft, Draw.io и многие-многие прочие программы станут необходимостью в первую очередь для комфортабельной работы “Игрового Сценариста”.
Экономить не только своё время, расставляя сценарные задумки по полочкам, но и упрощая жизнь “заказчика-работодателя”, демонстрируя тому грамотную последовательность сюжетных событий.
- Читайте книги — Какой неожиданный пункт, правда? Нет… Всё банально просто, читайте не только книги, касающиеся сценарного мастерства, но и просто интересных вам авторов. Читайте много, читайте вдумчиво.
Отмечайте сюжетные ходы и интересные архетипы персонажей, которых вы сумеете частично перенять на собственную службу. Активно расширяйте свой кругозор и пополняйте вокабуляр.
Не стоит отвергать неинтересные вам жанры, даже если вы фанат научной фантастики, попробуйте исключительно ради интереса изучить произведение “Сердце Тьмы” и понять мотивы Курца…
- Играйте в Игры — Чёрт побери, но вы же “Игровой Сценарист”! Ну не будьте столь уверены, что если вы не увлекаетесь играми, то сумеете для них писать. Нет! Не сумеете!
Только на явном примере (играя), вы поймёте, как сюжет может и даже должен работать! Игры — это всегда уникальные произведения с собственными идеями и мыслями. И ваша задача, в первую очередь как будущего “Игрового Сценариста”, в последнюю, как “Игрока” — суметь эти мысли понять, разгадать и подчеркнуть интересные темы.
И вот, оглядев все озвученные мною пункты, советы, которые, впрочем, не могут быть всем одинаково полезными, постарайтесь не увязнуть на этапе “энтузиазма” и “помощи другим”.
Ваша цель — получить опыт, знания и связи. Вы можете зарекомендовать себя, стать даже относительно известным, но, никогда не пытайтесь тащить на себе чужую идею!
Нередко бывает так, что тот или иной “бесплатный и фановый” проект начинает глохнуть. Люди расходятся, у них появляются другие интересы и другие проекты. Не стоит к этому относится как к личной трагедии, а уж тем более — долгу! Вы здесь лицо временное. Едва набравшись опыта и выполнив те обязательства в коих поклялись — смело идите дальше. Принимайте участие в прочих проектах, развивайтесь теоретико-практически или… создавайте наконец-то своё резюме?
Не стоит ли нашему герою подумать о трудоустройстве в «геймдеве», когда он/она, имеющий опыт, наработки, примеры и полное сердце энтузиазма наконец-то перейти долгожданный рубеж? Ладно, давайте поговорим об этом далее.
Где и как искать работу “Игровому Сценаристу”?
Ну, что же, учебный материал остался позади. Вы изучили доступные курсы, участвовали в Джемах, были частью команд энтузиастов и теперь владеете не только опытом, но и даже кое-каким портфолио готовых текстовых работ, а также примеров. Наш герой более не желает ютиться в тени безвестности и решает заявить о себе на весь мир, как начинающий “Игровой Сценарист”, намеренный влиться в геймдев. Есть ли ему с чего начать?
Именно здесь, в повествовании, я совершу небольшое отступление, позволяя себе уведомить вас о том, насколько разно в самом “геймдеве”, люди понимают значение слова — “геймдев”. Я бы даже предложил трактовку, с делением на “традиционалистов” и “неофитов”.
Традиционалистов (к коим и сам я себя отношу) — считают “истинным” геймдевом разработку игр только на PC и Консоли, где можно создавать высокобюджетные, порой даже весьма экспериментального характера продукты с применением передовых технологий.
Неофиты — напротив, считают “большой геймдев” устаревшим и весьма деградировавшей средой, что пустилась в самоповторение. Из-за чего склонны предпочитать работу “мобильного геймдева”, а то и вовсе каких-нибудь онлайн-казино…
Нужно отметить, что вне зависимости от описанного мною или выбранного лично вами пути, будь то “мобильная игра”, “сюжетной линейный Хоррор” или “браузерная ММО”, всё это на самом деле ценнейший опыт, так или иначе прокладывающий вам путь в сфере “геймдева”.
Само разъяснение этих направлений я дал неспроста. ведь лично вам в итоге придётся делать этот непростой выбор — с какими потенциальными проектами (большими или малыми) иметь дело, склоняться к мобильному геймдеву или же геймдеву “большому”. Осознавать, что как “Игровой Сценарист” в одном случае вы сумеете удовлетворить свои потребности по рождению целых миров и больших увлекательных историй; напротив, развлекать домохозяек сотнями придуманных реплик для персонажей в условной “Весёлой Ферме”.
И что в первом, что во втором варианте, к чему-то у вас душа вовсе может не лежать. Подходя к подобному делу без “души”, увы, финальный продукт вашей работы не будет удовлетворять не только работодателей, но даже и вас самих…
Тогда, предположим, что жребий уже брошен! Наш герой сделал свой сакральный выбор с типом “геймдева” и всё же желает начать работать в нём. В таком случае, наступает очередь самоподачи — создания “Резюме”.
В этом случае, пожалуй, не будет каких-то удивительных откровений или хитрых приёмов: придерживайтесь официальной (общепринятой) формулы составления резюме, разумеется обязательно отмечая свой опыт именно с точки зрения “Игровой Сценаристики” и смежных областей.
Не забудьте в любом случае сослаться на примеры ваших работ, отметьте какие курсы вы прошли, в каких мероприятиях участвовали и в каких вышедших (если таковые и имеются) проектах работали (на каких должностях).
Как “Игровой Сценарист” не чурайтесь рассказывать о своём “творческом” опыте. Какую прозу вы писали, где публиковались и каковы ваши успехи в итоге (главное, чтобы они были положительным).
Не стоит отмечать в вашем резюме, кем вы работали раньше, если это не относится к геймдеву. Ведь вы пришли в совершенно новую область, где никому не будет дела, сколько у вас было продаж и насколько “горячие” звонки были эффективны.
Имейте ввиду, что к изучению “вакансий” стоит подходить ответственно. Добавьте в сопроводительном письме дополнительную информацию о себе, примеры своих работ, любимые игровые и литературные жанры.
Проделали всё это? Превосходно! Добро пожаловать на ресурсы по поиску этой самой работы: Gamedev.ru, Talents In Games, SuperJob… огромное количество тематических форумов, групп VK, дискорд и телеграмм каналов, где вы будете оставлять своё резюме, разумеется соблюдая условия публикации.
Также, я бы советовал не отгораживаться и от прочих ресурсов по поиску работы, пускай они и не являются тематическими, но весьма часто, рекрутеры работодателей (или людей, желающих совершить частный заказ) их просматривают, чтобы пригласить на собеседование так искомого специалиста: HHRU, Работа.Ру и прочее-прочее.
Чем больше рассылок и публикаций вы сумеете осуществить, тем больше взглядов будет устремлено к вам и тем больше будет вероятность получить долгожданное, пускай даже в первую пору с точки зрения “фриланса” предложение.
Пожалуй, что теперь вы сделали всё. Всё из того, что мог бы порекомендовать я или людей которых знал и читал. Важно, что на данном этапе не стоит сложа руки ждать заветного ответа.
Не упускайте своё время — ищите предложения не только от состоявшихся именитых студий, но и от маленьких инди-групп; продолжайте изучать обучающую литературу и не останавливайтесь в практике. В конечном счёте, богиня удачи — Фортуна, улыбнётся вам и вы, взойдёте на вершину Олимпа — Геймдева.
Вредный Эпилог
Эта статья — некий собирательный образ. Изложенные здесь мысли и даже в коем-то роде неопровержимые правила, не являются ультимативными или последней истиной. Подобное (представленный текст), я и задолго до меня и после меня, ещё выскажут сотни тысяч раз.
Тот путь, что я представил в этой статье, довелось пройти лично мне, возможно, его, пускай уже в и более (надеюсь на то) простой форме сумеете осилить и вы.
Я специально ужимал весьма разрозненную информацию, не касался каких-то тем, чтобы донести только самое главное, что поможет вам попасть в “геймдев”, в первую очередь, как «Игровой Сценарист» и стать им. Я намеренно не стал зацикливать внимания и разбирать различия “Игрового Сценариста” и “Нарративного Дизайнера”; лишь частично коснулся темы “инструментария”, чтобы полностью сконцентрировать ваше внимание на шагах пути “Игрового Сценариста”.
Может быть, обо всё этом и многом прочем, мы поговорим с вами в будущих статьях.
«Материал подготовлен Asomnia специально для Entertainment (ettt.ru)»