С вами снова Asomnia. Жизнь многому нас учит. Большинству, позволяет освоить важность фактора не принятия поспешных решений и складывания мнения о людях в целом только по какому-то одному поступку.

маяк на туманном острове
Серый маяк на сером острове

Само собой, что у каждого из нас есть “собственная правда”! Персональные нравоучения, благодаря которым и основаны наши поступки, а также понимание того: что хорошо, а что — плохо. Балансируя между понятиями “добра” и “зла”, мы часто обращаемся за роковым советом к Морали. Пытаемся отыскать те или иные решения, становясь жертвой или же… верным последователем многополярности самой сути Морали. Безусловно, мы можем отринуть саму концепцию Морали, как того желают философы-релятивисты — погрязнув в бытие лишённого принципов; или же поступить более разумно — разобрать подобное явление и даже понять, как оно применяется в современной игровой индустрии и чаше всего известно под аббревиатурой — “Серой Морали”.

Мораль. Виды морали. Смысл морали

Я могу видеть себя борцом за свободу, сражающимся до последней капли крови за автономию и независимость своей родины, — а кто-то извне навесит на меня ярлык террориста лишь потому, что у него другая точка зрения.

Всё относительно, существует множество уровней восприятия. Нет чёрного и белого. Только огромная серая зона: как вы отличаете неправильное от правильного, и как вы добиваетесь того, что считаете благом.

Call of Duty: Modern Warfare (2019)

Собственно говоря, Мораль — достаточно необычайная вещь. В жизнь человечества она проникла вместе с возникновением и укоренением конфессий. Конфессии, в свою очередь, видоизменили и модернизировали мораль. Образовывая те самые правила, по коим и ныне существует наше общество.

Углубляясь в термин и разбирая его, можно познать следующее: Мораль, это определённый набор стандартов, позволяющий различным людям гармонично сосуществовать. Это те самые постулаты, что нормализуют и фигурируют в социуме такие понятия как: “правильное” и “неправильное”.

Мораль изобретает нравственные поступки, что заставляют нас следовать общепринятым благам общества. Те же, кто отвергают подобные блага и устои, не готовы на жертвы и уступки ради них, в системе координат Морали, считаются — аморальными людьми.

Говоря в целом, человеческая история знает немало примеров, когда добродетели, взращённые Моралью, разделительными понятиями добра и зла, использовались, извращались только сугубо ради того, чтобы оправдать противоположные поступки и воспроизвести на свет такое явление, как — Чёрная Мораль.

Чаще всего, можно услышать следующий тезис: “убивать — плохо и недопустимо, но убивать врага во время войны — хорошо”; Подобное, в свою очередь, породило уже более известную нынешнему обывателю формулу — Серая Мораль.

Серая мораль заставляет задуматься
Иногда игры предлагают задуматься о последствиях, которые мы совершаем от лица главного героя

Сама по себе, Мораль, какой бы формы и вида она не приобретала, это не жёсткая или монолитная система. Такая система способна к переменам и может служить, как ориентир достойного поведения, так и стать грозным пропагандистским орудием в руках негодяев.

Чаще всего, в мире можно встретить следующие типы моральных основ, начиная от собственных пороков и, доходя до целых добродетелей:

  • Мораль, основанная на чистоте: идея святости и благочестия;
  • Мораль, основанная на авторитете: долг, почтение и общественный порядок, что опирается на сильные личности;
  • Мораль, основанная на справедливости: ценности равенства, терпимости, презрения предвзятости, предубеждения и главный враг “авторитета морального”;
  • Внутригрупповая мораль: ценности семьи, общества, нации;

Всеми этими моральными основами, пользуются люди самых разных возрастов и полов, происхождения и политических взглядов. Общество же, как усиливает акцент на одних моральных основах, так и уменьшает на иных.

Если всё же попробовать обобщить и подвести своеобразный итог такого явления как Мораль, с точки зрения науки, то это будет звучать следующим образом: Мораль, это нравственное развитие, когда человек наконец учится игнорировать свои эгоистические потребности, заменяя их ценностями важных социализирующих агентов.

Игрок должен сделать правильный выбор
Действовать на благо общества или в угоду личных интересов, вот какие вопросы нам задает мораль

Как и любая другая вещь, любое другое явление, Мораль, это хороший источник конфликтов! Противостояний, что используются в книжных произведениях, фильмах и, даже видеоиграх. Все прекрасно понимают, что “совершенных” людей не существует. Наш окружающий мир — бесконечная борьба, но, эта борьба не такая… однозначная и исключительно очевидная, как всем ясное и привитое с детства посредством сказок — столкновение добра против абстрактного зла.

Человечество не идеально и, частенько можно лицезреть такой феномен, что тот или иной негодяй (тиран, диктатор) в истории, даже обладал определёнными нескрываемыми положительными качествами.

С точки зрения повествования, Мораль, позволяет убрать “неудовлетворённость” игроков относительно наличия у сторон конфликта одинаковых или вовсе исключительно присущих положительных качеств. Главный герой истории, может быть достаточно опустившимся в обществе человеком, но, который старается всеми правдами и неправдами выйти из этого положения. Порой, даже пренебрегая нормами морали. Противодействующий ему антипод — антагонист, напротив — добропорядочный и достойный гражданин, но, опять-таки имеющий в своём шкафу кое-какие припрятанные скелеты, а по выходным и вовсе тщательно отмывающего руки от крови посредством чистящего средства.

Стык подобного рода персонажей и моральных дилемм порождает даже целый конфликт — чёрно-серую мораль. Это часто проецируемый стиль, в котором нету на первый взгляд однозначно хороших или принципиально плохих персонажей.

Напротив, же, слегка переменив вышеописанную формулу и преподнеся того или иного героя с более благонадёжной точки зрения, мы получаем уже вовсе иную формулу конфликта — бело-серую мораль. Знакомый всем нам конфликт, где добро или нечто схожее на это, противостоит однозначному злу.

Существует и третий вариант конфликта, тяжело воспроизводимый и, не так давно преподнесённый в игровой индустрии, изредка мелькающий в литературе и фильмах — серо-серая мораль. В подобном и весьма интригующем случае, ни одну из сторон противоборства не удаётся до конца причислить, как к абсолютному добру, так и исключительному злу. Здесь не присутствует никакого до боли знакомого нам “морального компаса”, что поможет сориентироваться.

Весьма неудивительно, что с точки зрения человеческого общества именно последняя формула конфликта — серо-серая мораль; наиболее приближена к действительности. Ведь мы не встречаем в жизни несущих добро ангелов или разрушающих всё на своём пути демонов. Мы окружены людьми, а эти люди, вне зависимости от собственного желания, так или иначе, но обременены коварными недостатками.

В таком конфликте, обе стороны интересны по-своему. Ни автор произведения, ни реально происходившая жизненная ситуация не даст однозначного ответа: “кто из них правее?”. Это абсолютно непредсказуемый сюжет, что напрочь приковывает к себе внимание.

Мораль серее обычной серой морали
На любые решения можно посмотреть с разных сторон

Так, от чего же людей настолько сильно зацепила концепция “Серой Морали?”

Всё дело в том, что область конфликта серо-серой морали, предполагает тотальную спорность и неопределённость. Всё преподнесённое, понимается, как противоречивое — одновременно имеющее положительные и отрицательные свойства.

В “Серой Морали”, человек заведомо несовершенен. Несовершенны будут как его поступки, так и отдельные характеристики. В этом конфликте у каждого собственная правда. Здесь нету универсальных стандартов, а потому, человек всегда балансирует между “хорошим” и “плохим”, что в конечном счёте, каким-то своим определённым действием или чередой действий, спровоцируют того кануть в одну из этих областей.

Серая Мораль в Видеоиграх

(и прочих произведениях)

На данный момент времени, в культуре видеоигр и прочих произведений, стало популярно мировоззрение, касающееся неоднозначности — герой предпочитает сомневаться в себе и своих поступках; злодей — не такой уж и злодей, а лишь выбрал не самый удачный способ своих действий.

Мораль в видеоиграх, это те самые правила и контент, где содержится оценка, а также реакция самой игры на прямые или опосредованные действия/выборы игрока.

HITMAN

Агент-47 вполне известная личность в кругах ценителей игровой индустрии. Знаменитый киллер, что от одной части серии игр Hitman к другой, оставляет за собой горы трупов, затем незаметно исчезая, также, как и появляется для нанесения рокового удара.

Кто-то скажет, что серия игр Hitman не совсем подходит к тематики статьи, а уж тем более вопросов, касающихся Морали, ведь агент-47 — наёмный убийца! Но, что если попытаться углубиться в изучении этого вопроса?

Да, 47-й, хладнокровный человек. Он профессионал, что касается того, как бесшумно куда-то пробраться, уничтожить цель без лишних свидетелей и также уйти — растворившись в толпе. Да, игроку даётся полная свобода действий и он — игрок, может не считаться с жертвами относительно свидетелей (гражданских) и охранников цели убийства. Игрок даже может выпустить на волю своего “внутреннего маньяка”, а главный герой — 47-й никак на это не отреагирует.

Ответы на сложные вопросы
Не на все вопросы есть ответы

В конечном счёте, даже сам агент-47 будучи бесчувственным человеком, имеет страшную и порицаемую обществом тягу — тягу к деньгам. Кровавым деньгам. Но, действительно ли главный герой серии игр Hitman — злодей?

Нет. Безусловно 47-й антагонист, выполняющий грязную работу и нарушающий чуть ли не все нормы морали своими поступками. Однако, персонаж не получает от выполняемых им действий — удовольствия.

Более того, сюжетно и многими прочими-прочими деталями игр в серии Hitman, до игрока доносится достаточно удивительный момент — все цели на устранение нашего лысого убийцы — аморальные люди. Среди них: террористы, продажные политики, маньяки, педофилы, а то и вовсе откровенные злодеи, мечтающие о мировом господстве.

Теперь, перед нами открывается довольно скрытая на первым взгляд тематика конфликта всей серии игр Hitman — серо-серой морали. Ни один представленный персонаж — не является хорошим человеком. И даже сам агент-47, у которого нету имени, ведь имя нужно только для друзей — не предстаёт на фоне прочих персонажей, однозначных злодеем.

47-й — вынужденное и необходимое зло. Это та самая “Серая Мораль”, которую мало кому удаётся грамотно воссоздать, а уж тем более преподнести.

Принцесса Мононоке

Чарующий фильм от гения анимации и сюжетов — Хаяо Миядзаки, повествующий о фэнтезийной эпохе средневековой Японии, где впервые появилось огнестрельное оружие. “Серая Мораль” данного произведения строится на открытии и существовании главным героем произведения Аситаки весьма необычайного “Железного Города”.

Лидер этого поселения, воительница-Эбоси уже долгое время сражается с “Древним Лесом” и обитателями сего леса, всё ради добычи железа из горы, на котором и образовано поселение. Конфликт истории строится на том, что добыча на горе “Железным Городом” уничтожает окружающую природу и, даже сам “Древний Лес” — источник волшебства в этом мире.

Зрителей ставят на распутье моральной дилеммы, где обе стороны имеют право на существование: “Железный Город” — провозгласивший равенство населяющих его людей, обеспечивающий работой и кровом; которому противостоит “Древний Лес” — отголосок былого мира, верований и предрассудков, населённый волшебными созданиями, которые, могут даже возвращать жизнь.

И вновь “Серая Мораль” не позволяет ни одну из сторон назвать однозначно правой или однозначно виноватой. Это боевое столкновение неумолимого прогресса и постепенно забываемых традиций, которое остаётся только принять.

Дилемма морального выбора
На распутье

Разработчики игр, в свою очередь обнаружили занятную деталь — игрокам нравятся решения, что так или иначе напоминают неоднозначные ситуации из жизни. Чаще всего, в “хороших” играх, где пытаются продемонстрировать влияние Морали, можно лицезреть, как геймплей взывает к игроку касательно допустимости или недопустимости того или иного поступка.

В игре, Мораль может проистекать из обыденного квеста, в конце которого потребуется сделать некий выбор. Так и с точки зрения “ключевых точек” — ветвления сюжета: избрания стороны конфликта, финального решения или выбора, касающегося многих.

BioShock Infinite

Детище талантливого геймдизайнера Кена Левина, увлекающего игрока в длительное путешествие по небесному городу Колумбии, квантовой запутанности, параллельных мирах и всё это в пределах 1912 года.

В этом произведении, уже изначально, игрока знакомят с не лучшей стороны продемонстрированным главным героем — Букером Дэвитом: алкоголик, картёжник, да ещё и должник…

В истории, миссия Букера достаточно проста — найди и верни девчонку! Но, что именно в ходе этих поисков встречает игрок? Дивный, летающий в облаках город — истинная американская мечта, населенная искренними патриотами! Правда, стоит углубиться в сюжет, как начнут сгущаться краски: культ личности, расовая сегрегация, милитаризация, рабство, классовое неравенство…

Изначально, конфликт рисует перед игроком ложное представление — бело-чёрная мораль. Игрок, контролирующий Букера и спасающий Элизабет, противостоит фанатикам — обитателям Колумбии. Сражается с ними, даже поддерживает своими действиями сопротивление и угнетаемых людей в городе. Игроку начинает казаться, что он находится на верном пути — борется со злом. Но, сколь велико его разочарование, когда, то самое добро — угнетаемые, скатываются в пределы того самого зла, которому Букер противостоял первоначально.

Мир меняется. Меняется и Колумбия. Город более не блистает величественностью и громом фейерверков. На впечатляющих, покрытых брусчаткой улицах, теперь происходят бои. Районы города переходят из руки в руки. Здания охвачены пожаром. Мятежники, некогда подержанные игроком и Букером в ходе сюжета, устраивают резню по отношению тех жителей города, что остаются или были верны власти Колумбии некогда.

Отныне, “Серая Мораль” размывает границы между этими сторонами конфликта. Нелицеприятными и нерукопожатными стали и вовсе все. В конечном счёте, даже сам Букер Дэвит, обнажив перед игроками свою истинную предысторию, станет презираемым человеком…

Законопослушный Гражданин

Кинофильм, драма, наверное, самый близкий показатель с точки зрения киноиндустри относительно раскрытия конфликта — “Серой Морали”.

Главный герой истории — Клайд Шелтон беспомощно лицезреет за тем, как бандиты убивают его семью. Они делают это намеренно, показательно, с особой жестокостью. Нарратив истории подогревает ненависть к злодеям не только со стороны протагониста, но и со стороны зрителей относительно того, что преступников впоследствии — оправдывают.

Спустя годы, герою удаётся отомстить злодеям, но при этом, увы, самому встав на путь аморального человека. Совершив месть, Клайд не находит утешения, ненависть в нём только усиливается, и он, переносит её уже на саму систему правосудия и даже правительства, что когда-то оправдало злодеев и только он — протагонист — сумел совершить истинное возмездие.

Из персонажа, которому по-началу можно и нужно сочувствовать, постепенно, Клайд Шелтон переходит в разряд антагонистов, начиная уже самую настоящую террористическую войну. Но, кто же ему противостоит? Новоявленному террористу, оказывают сопротивление те самые люди, участники системы, что некогда оправдали злодеев, совершивших ужаснейшее и аморальное преступление.

Здесь вновь раскрывается конфликт “Серой Морали”, когда у каждого отдельного лица в этой истории, есть собственная правда. Хотя и стоит заметить, что под конец истории, из антагониста, Клайд Шелтон переходит в разряд — злодея.

А сам конфликт кинофильма, смещается к области — серо-чёрной морали; где большему злу, противостоит меньшее зло.

От выбора игрока зависит многое
У каждого своя правда

Манипулируя Моралью, а в особенности Моралью в играх, у игроков появилось новое и весьма захватывающее явление — ответственность за действия в мире игры.

Эти действия, выливаются как в судьбы отдельно взятых персонажей, так и целых регионов игры. Ответственность может проявляться “наглядно”, когда игрок возвращается в уже старые или попадает в новые игровые локации. Она может демонстрироваться и “безлико” — после окончания повествования в момент подведения итогов истории.

Наиболее колоритно в подобном явлении сумела отличиться игровая серия Dishonored, где ответственность от действий игрока отображалась на выживании не только отдельно взятых героев, но и даже целой островной страны.

Deus Ex: Human Revolution

Настоящий ограненный алмаз игровой индустрии — Deus Ex: Human Revolution умело играет с тематикой моральных конфликтов. Главному герою истории Адаму Дженсену отведена весьма необычная и нигде об этом напрямую не указывающаяся роль — третейского судьи.

В мире революции аугментаций, протагонист взирает, разрешает или вовсе игнорирует в зависимости от действий игрока различные противостояния. Игроку в роли Адама Дженсена даётся возможность подискутировать и даже повлиять на то, сколь Морально или Аморально в мире не столь далёкого будущего аугментации извращают первоначальную человеческую природу. Принесут эти технологии процветание или проклятье?

Что значит быть человеком?
Именно мораль пробуждает в нас нравственные чувства, делает человека добрее

“Серая Мораль” и здесь вносит свою лепту в зависимости от стиля прохождения игрока: скрытный он корпоративный шпион, что предпочитает избегать обнаружения и подкупать; или же — киборг-солдат, идущий по головам, ни на что не взирающий и больно жадный до денег.

Впрочем, Мораль главного героя это — фикция. Истинная “Серая Мораль” основывается не на отдельно взятых лицах, а конкретно — самом сюжете Deus Ex: Human Revolution, тех точек зрения различных сторон конфликта о коих узнает игрок и… какое именно решение он примет по окончании сей запутанной истории:

«Считаю ли я, что человечество способно само себя спасти? Если честно, я не знаю. После всего, что я пережил, после всей этой войны и хаоса я хочу верить в лишь одно: человеческая порядочность обязательно победит.

За последние несколько месяцев мне много раз угрожала смерть.

Я сто раз мог сдаться, но желание узнать правду, раскрыть тайну и выжить заставляло меня идти вперед. В большинстве случаев я старался учитывать моральную сторону вопроса, зная, что мне не обязательно наносить вред другим. Я держался за свою человечность, сопротивляясь соблазну злоупотребить своей силой или средствами ради достижения цели. И в результате я добивался своего.

Но значит ли это, что у меня есть право решать за других? Нет. Решать не мне. И не Дэрроу, не Шарифу, не Таггарту. Путь человечества предстоит выбирать обычным людям. Тем, кто уже много раз выбирал будущее, основываясь на опыте. Замедляя прогресс в трудных обстоятельствах… ускоряя его в благоприятных. Смогут ли они это сделать ещё раз? Я не знаю. Но я знаю, что никто на этой станции, включая меня, не сможет им помешать.»

— Адам Дженсен

Заключение

Именно Мораль пробудила в нас нравственность. Она позволила проникнуться идеалистическими взглядами. Проиллюстрировать победу добра над злом или зла над добром. Но самое ключевое — подвести к борьбе внутри самого себя и своих убеждений.

И в ходе этой неустанной, длящейся веками борьбы, однажды, по её завершении, выйти человеком обновлённым и более просвещённым.

Asomnia