Создание игры самостоятельно потребует целого массива навыков и вещей, которым придётся обучиться, – так вы научитесь очень многому, но это и самый сложный путь.
Дерек Есёновски, гейм-дизайнер GARENA Free Fire
Разработка собственной игры – огромная комплексная задача, которую не решить с наскока. По ходу создания своего первого проекта вы столкнетесь с необходимостью получения множества новых навыков. Одного знания языков программирования или умения создавать модельки будет недостаточно. Но что делать в такой ситуации? Где найти нужные сайты, каналы или книги? Может, записаться на курсы по геймдизайну?
Что посмотреть и почитать, если берешься за разработку игры
Не всегда есть желание сразу идти искать преподавателей. Взяться за создание игры можно в одиночку, и это вполне реально, но достаточно тяжело. Для этого в открытом доступе есть сайты, книги, каналы на YouTube и многое другое. Но в этой статье мы не будем давать вам перечень из сотни непонятных малополезных ссылок. Мы приведем некоторые примеры хороших познавательных ресурсов по геймдизайну, программированию, визуалу и построению повествования.
Немного о геймдизайне
Если говорить об игровых концептах и механиках, а также о создании геймплея, то в интернете (особенно в западной его части) есть много стоящих ресурсов. На сайте Конференции Разработчиков Игр – GDC – существует бесплатный раздел с выступлениями участников. В нем можно найти ценные советы прямиком от известных разработчиков. Помимо сайта, можете посетить их YouTube-канал, на котором еженедельно выходят новые ролики по теме.
Еще один занимательный канал называется Extra Credits. Помимо множества роликов о геймдизайне, авторы выкладывают видео об интересных фактах, последних новинках в играх, а также познавательные лекции об истории индустрии. Этот ресурс понравится тем, кто хочет постоянно знать о новинках в мире игр. К сожалению, оба канала полностью на английском языке, но мы не думаем, что это большая проблема.
Завершает тему геймдизайна необычный сайт с названием Three Hundred Mechanics, на котором создатель Шон Говард записывает игровые концепты. У большинства из идей есть подробное описание, примеры алгоритмов и этапов дальнейшей реализации. Интересно, что представленные механики не имеют привязки к жанрам, из-за чего их можно использовать в самых разных проектах.
Разработка, код игры
Хорошее пособие для изучения игрового программирования – бесплатная электронная книга Game Programming Patterns. В ней описано множество шаблонов кода с конкретными примерами их использования. Упор сделан именно на объяснении достоинств тех или иных вариантов. Дополнительным плюсом можно назвать колонку по правой стороне всей книги. Она дополняет издание комментариями автора.
Помимо книги с примерами шаблонов есть и другое место, где можно почерпнуть готовые идеи. Многие слышали о сайте Ludum Dare на котором раньше по несколько раз за год проводили геймджемы (соревнование по созданию небольших игр на скорость). Но только не подумайте, мы не говорим о воровстве чужих идей. На сайте можно посмотреть исходный код и ресурсы для всех игр, которые были разработаны в ходе соревнований. На основе этой информации можно многому научиться.
К сожалению, с февраля 2022 года сайт Ludum Dare временно прекратил свое существование. Разработчики заняты его редизайном и переносом. Но информацию все еще можно достать с помощью «archive.org».
Что насчет картинки
О, спасите его, доктор! Смазливая мордашка – это все, что у него есть!
Assassin’s Creed II
Когда мы говорим о разработке игр, нельзя обойти стороной их визуальную составляющую. Конечно, красивая графика не обязательна, но очень приятна глазу будущих игроков. Сейчас же речь пойдет не только о рисовке, а о цифровом арте в целом: техниках изображения персонажей, анимации, векторной графике, а также технической части.
Первый ресурс, полностью посвященный цифровому рисунку – это ctrlpaint.com. На нем представлены несколько сотен коротких обучающих роликов за авторством Мэтта Кора – иллюстратора-фрилансера. Мэтт не просто разбирает интересный материал в очень доступной манере, но и объясняет все на примерах своих же работ. Курс цифрового рисунка полностью бесплатный, поэтому вы в любой момент можете погрузиться в тему.
Еще один иллюстратор, который выпускает познавательные видео – Крис Хильденбранд. У него есть свой собственный блог 2D Game Art For Programmers, в котором выложены ролики по анимации и векторной графике. Но они будут интереснее не графическим дизайнерам, а программистами. Помимо этого, Крис много рассказывает про различные приемы и способы, которые могут облегчить работу иллюстраторов.
На техническую сторону игрового арта можно взглянуть и на другом ресурсе. На сайте Technical Art: Game Art Tricks разбирают уникальные приемы рендеринга и создание разнообразных ассетов. Для наглядности авторы приводят в пример различные игры: от Don’t Starve до The Binding of Isaac. Все-таки, во многих известных проектах есть интересные фишки, о которых мы никогда не задумывались.
Последний источник информации по теме цифрового арта – канал Proko на YouTube. Он отлично подойдет не только для будущих игровых иллюстраторов, но и для концепт-художников. Автор подробно разбирает анатомию тела человека и то, как с ней можно работать в условиях создания игр. Для наглядности, каждое видео украшено монтажом и элементами анимации.
Визуальное повествование
Для раздела о сюжетном повествовании у нас есть только один источник, но зато какой! Художник Марк Кеннеди, который приложил руку к созданию некоторых мультфильмов Disney, уже много лет делится опытом работы в своем блоге — Seven Camels. Именно в нем Марк рассказывает о принципах визуального повествования и о приемах постановки и дизайна сцен. Большое количество полезной информации, арты и иллюстрации – этот блог подойдет для тех, кто хочет хорошо продумать построение будущих сюжетных композиций.
Справочная информация для вдохновения
Справочные материалы при разработке игры понадобятся самые разные. И если еще понятно, где искать информацию, то не все знают, куда обращаться за рисунками, артами и другими иллюстрациями. В большинстве своем такой контент нужен для вдохновения и генерации дизайнерских идей. И именно в этом нам помогут два сайта.
Первый – Creative Uncut. И это не просто сервис с картинками. Это настоящий сборник, на страницах которого размещено свыше шестидесяти тысяч концепт-артов по большинству популярных игр. Тут вы можете найти полную серию Assassin’s Creed или же иллюстрации по всем частям RE. А главное – все без водяных знаков. Второй сайт знаком многим благодаря самым разным красивым изображениям со всего света. На Reddit SWF Porn Network можно отыскать пейзажи, дизайнерские элементы и идеи, а также фотографии животных и людей. Безграничный простор для вдохновения.
Общие знания, которые могут пригодиться
Вот мы и обсудили различные информационные ресурсы по геймдизайну, программированию, графике, повествованию и даже коснулись темы вдохновения. Остается только подвести небольшой итог и перейти ко второй части статьи, о которой немного позже.
Разработка игр никогда не ограничивается какой-то одной сферой. Особенно, если вы беретесь за дело в одиночку или с небольшой командой. Новые навыки никогда не помешают в разработке. Математика пригодится в программировании. Маркетинг при продвижении нового продукта. Ну а знание языков при сборе фидбека от аудитории из других стран. Не забывайте про расширение своего кругозора, ведь это всегда может сыграть вам на руку. А чтобы немного помочь, мы приводим ссылку на сборник статей о геймдизайне от сайта DTF.
Как найти курсы, если не справляешься сам
Далеко не всем достаточно просто погрузиться в новую для себя тему, посмотреть гайды и сразу же начать разрабатывать игры. Все-таки, процесс обучения – это долгий и тяжелый путь, что справедливо для любой профессии. Как хорошо, что в 2022 году существуют десятки, а то и сотни хороших курсов по геймдизайну. Но стоп. Хороших? Во второй половине статьи речь пойдет о том, как правильно выбрать себе учебную программу.
Оценка своих возможностей и определение цели
Казалось бы, XXI век на дворе, равноправие. Но нет. Возможности у всех разные, и во многом они зависят от места проживания. В крупных городах (Москва, Петербург) очень много различных игровых студий, в которых постоянно появляются новые вакансии геймдизайнеров. В городах поменьше все несколько иначе. Хорошо, если есть пара инди-проектов, но в них редко берут новичков.
Поэтому нужно сразу же решить, какие у вас дальнейшие планы и цели в сфере разработки. Вариантов тут не особо много – всего два:
- Инди-разработка, где вы будете в свободном плавании.
- Или же устройство в большую компанию, где ваш путь начнется с самых низов.
Оба пути кардинально отличаются на стадии обучения, так что сделать выбор нужно перед поиском курсов. К примеру, в инди-сфере на ваши плечи свалится не только разработка игры, а еще и рисование, работа с движками, навыки программирования. В то время, как в компании на первый план выйдут ваши способности геймдизайнера, а не программиста или художника.
Выбор необходимого курса по геймдизайну
Теперь, когда вы выбрали направление, в котором планируете развиваться, мы переходим к подбору курса. Конечно, трудоустроиться можно и без сертификата о прохождении учебы. Работодатели смотрят не только на корочки и дипломы, но и на навыки претендентов. Но по ходу курса вам дадут большую базу по геймдизайну, расскажут подробно о рабочих процессах, научат навыкам из разных областей, а также покажут, каких ошибок можно избежать в будущем.
Для удобства мы разделили весь процесс поиска места для учебы на четыре категории. По каждой из них нужно оценить будущий курс, чтобы понять – подходит ли он.
Поиск преподавателя
В первую очередь проверьте, так ли хорош преподаватель. Зайдите на LinkedIn, посмотрите его профиль. Где работал, на каких должностях, как долго. Если о человеке нет и слова на сайте – это не хорошо. Но есть и другие способы проверить компетенцию. Если он утверждает, что занимался разработкой какой-либо игры – загляните в ее титры.
К сожалению, копирайтеры при написании рекламных текстов о курсах часто умалчивают о некоторых нюансах, показывая только выгодные стороны. Разберем на наглядном примере.
Преподаватель Аркадий Аркадиевич имеет огромный опыт работы в сфере разработки. Он приложил руку к таким играм, как GTA5 или же Assassin’s Creed. Помимо них в его портфолио есть и другие AAA проекты.
Самые топовые курсы в мире
Теперь открываем его профиль на LinkedIn и читаем о профессиональном опыте. Аркадий начал свой путь в роли штатного программиста, после стал младшим геймдизайнером. Именно в этот момент он принял участие в разработке упомянутых игр, чем и занимался три года. Что же это значит?
Из заметных плюсов – Аркадий программист. Значит, он сможет преподнести материал более комплексно и не однобоко. Расскажет о геймдизайне с обеих сторон. Из серьезных минусов – опыт приукрашен. Да, в портфолио лежат сильные проекты, которые являются очень хорошим показателем. Но Аркадий вряд ли работал в Rockstar или Ubisoft. Скорее всего, он был в одной из десятков аутсорс-компаний, кому отдают побочные квесты или детализацию отдельных локаций. К тому же, за три года он так и не вырос из младшего геймдизайнера.
Итог? Преподаватель является хорошим специалистом с неплохим портфолио. Но он не гуру-индустрии, не волшебник, который постиг все тайны. Просто хороший работник. Поэтому, если цена за курс завышена за счет присутствия в нем Аркадия – стоит задуматься.
Оценка будущей программы обучения
Еще один важный пункт – программа обучения. Обязательно загляните в нее, чтобы убедиться – подходит вам курс или нет. Помните, какие цели вы преследуете. Если вам нужен огромный пласт по геймдизайну, то к чему изучение игрового движка в течение полугода? Внимательно оцените, как много новых и полезных знаний вы получите за предлагаемую сумму. Как долго вы будете это учить, и к чему это приведет в дальнейшем.
Подходит ли вам формат?
По нашему мнению, лучший формат обучения – классический. Да, прямо как в школе или институте. Когда у вас есть группа студентов и собственный преподаватель, с которыми вы собираетесь в аудитории или же любом другом месте. Когда есть постоянное домашнее задание для закрепления и усвоение материала, которое проверяется учителем. В таком случае вы не просто хорошо усваиваете программу, но и постоянно находитесь на связи с другими людьми. Задаете вопросы, узнаете новые для себя моменты в ходе общения, а также получаете критику своих работ.
Большинство курсов обещают некоторые из этих пунктов, но и тут кроется много недоговорок. Разберем их на трех наглядных примерах:
«На наших курсах живое общение»
Чаще всего это не так. Большинство уроков записано заранее, а живые встречи или вебинары проходят крайне редко и для галочки. Все общение с учителем в таком случае – общий канал в Tg.
«Постоянная обратная связь от преподавателя»
К сожалению, и тут чаще всего врут. Ваше домашнее задание скорее всего проверяет не сам учитель, а такие же ученики, как и вы, или обычные сотрудники. Лучше всего обратиться с вопросом об их компетенции к авторам курса. Если это некие кураторы, то их также можно проверить на LinkedIn.
«Если вы не сможете трудоустроиться, мы вернем деньги»
Для понимания этой проблемы лучше всего залезть в договор и прочитать мелкий шрифт. Курс вряд ли трудоустроит вас на работу мечты, поэтому – не верьте. Везде есть скрытый подвох.
Обещания — это хорошо. Или нет?
Любой курс всегда обещает вам высокую зарплату. Иначе не было бы никакого смысла платить по 100–200 тысяч рублей, когда вас в будущем ожидает позиция младшего геймдизайнера с потолком в 40. Какой бы курс вы ни закончили – вы все равно претендуете только на младшую должность. Впереди вас ждет карьерный рост и остальные тяготы жизни.
Чтобы точно развеять все обещания, загляните в реальные отзывы людей. Не просто почитайте восхищенные комментарии, а проверьте бывших студентов через LinkedIn. Правда ли они трудоустроились? А на какую должность?
Небольшой вердикт
В этой статье мы поговорили о самостоятельном обучении и о покупке специализированных курсов. На самом деле, ничто не мешает вам воспользоваться и тем, и тем. Учитесь новому любым удобным способом, и тогда сможете достичь желаемой работы и дохода.
Иван Гвоздь
Забавно что статья о том как здорово быть иллюстратором компьютерных игр и где этому научают проиллюстрирована творениями нейросетки. Причем не так уж трудно опознать mijourney
Все же, статья не о том, как «здорово быть иллюстратором», а о создании игр в целом, куда входит и разработка, и игровой дизайн и конечно, визуальная составляющая, о которой вы пишите. А что касается Midjourney, так это не секрет — иллюстрации к материалам, это работа нейросети, за исключение лишь переводов и руководств, где изображения играют важную роль.